Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Как это помогает нам в работе?
Неудачи есть у всех. У любого маркетолога, предпринимателя и просто человека есть неудачные проекты, плохие решения. И даже если неудача вызвана совокупностью факторов, не все из которых зависели от нас, мы всегда можем провести работу над ошибками.Важно задавать себе вопрос «Если бы ситуация повторилась вновь, что бы я сделал по-другому?»
В нашем агентстве мы сталкиваемся со сложными проектами и сложными заказчиками. Бывает, проекты перестают с нами работать. Иногда - причины очевидны, а иногда заказчики завуалировано прекращают работу, ссылаясь на какие-то внутренние причины. Например, однажды мы столкнулись с такой историей:
Мы вели рекламную кампанию по услугам клининга (уборке помещений) в сфере B2B. Все метрики показывали шикарную окупаемость рекламной кампании. Приходили заказы на очень жирные чеки. Бюджет рекламы однозначно окупался. Однако заказчик приостановил работы с формулировкой «У нас финансовые сложности внутри компании». Вот серьезно, как это работает? Компания в момент появления финансовых сложностей приостанавливает рекламу, которая приносит деньги.
Очевидно, что в такую формулировку просто нельзя верить. Когда у нас в компании происходит нечто подобное, я всегда вспоминаю такую историю:
Наверное, в молодости у всех такое бывало. Особенно хорошо меня поймут девушки. Вот ухаживает за вами Вася, предлагает вам встречаться, и вы решаете: «Ну хорошо, давай попробуем».
И вы начинаете встречаться. Вася - из кожи вон лезет. Дарит шоколадки, цветы. Провожает до дома. Ведет задушевнее беседы про вечную любоффф. А вы это все слушаете и думаете. «Вася, ну что мне твои провожания до дома, когда ты, Вась - реально тупой. Реально - душнила. С тобой скучно, Вась. Ты неинтересный и бесперспективный. И вообще, ты достал».
И вы решаете с таким Васе отношения заканчивать. Садитесь с ним и говорите: «Вась, нам нужно расстаться». Смотрите в его глаза, вам становится неловко, и вы добавляете. «Дело не в тебе, Вась. Ты классный, пойми. Просто нет искры. Не чувствую я ничего. Это я плохая. Может быть потом я пойму какой ты классный, Вась, но сейчас нужно расстаться».
Безусловно, Василий свою избранницу чем-то не устроил. Василий допустил ошибку. Где-то недоработал. Дело на 100% в нем.
И будет очень-очень плохо для Василия, если он действительно поверит, что дело не в нем. В этом случае он не будет рефлексировать, не проведет работу над ошибками. Так и не поймет, в чем же была причина…
Ровно также, я учу всех своих менеджеров никогда не принимать подобные ответы. Всегда, совершенно всегда, необходимо проводить анализ проектов. Стараться разобраться в истинных причинах. Понять, что можно улучшить.
Каждый раз, проводя работу над ошибками, рефлексируя, мы можем находить слабые места в нашем продукте, наших услугах и бизнес-процессах. Лично у меня - нулевая терпимость к недоработкам в этой области. Пост-анализ всегда необходим: и в случае неудачи, и в случае успеха, и даже если тебе говорят, что дело не в тебе. Всегда, все зависит от нас с вами, наших действий и решений. Не нужно снимать с себя ответственность и позволять ее снимать с нас другим.